Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)
...Белинский был тем, что я позволю себе назвать центральной натурой, он всем существом своим стоял близко к сердцевине своего народа, воплощал его вполне...
И.С.Тургенев
Началом
своей литературной деятельности
Тургенев считал 1843 год, когда в
печати появилась его поэма
"Параша", открывшая собой
целый ряд произведений,
посвященных развенчанию
романтического героя. "Параша"
встретила весьма сочувственный
отзыв Белинского, увидевшего в
молодом авторе "необыкновенный
поэтический талант", "верную
наблюдательность, глубокую
мысль", "сына нашего времени,
носящего в груди своей все скорби и
вопросы его".
Выход в свет поэмы совпал с личным знакомством Тургенева с В.Г.Белинским. Событие это сыграло громадную роль в жизни писателя. Он навсегда сохранил чувство глубокого уважения и преклонения перед личностью великого критика.
Впервые имя Белинского стало известно Тургеневу еще в годы учебы в Петербургском университете. Стихи молодого поэта довольно часто печатались в журнале "Отечественные записки", где сотрудничал Белинский. И вот их первая встреча. "Я увидел человека небольшого роста, - писал Тургенев в своих воспоминаниях, - сутулого, с неправильным, но замечательным и оригинальным лицом, с нависшими на лоб волосами и с тем суровым и беспокойным выражением, которое так часто встречается у застенчивых и одиноких людей... Сначала Белинский говорил довольно много и скоро, но без одушевления, без улыбки... но он понемножку оживился, поднял глаза, и все его лицо преобразилось. Не было возможности представить себе человека более красноречивого, в лучшем, русском смысле этого слова... это было неудержимое излияние нетерпеливого и порывистого, но светлого и здравого ума, согретого всем жаром чистого и страстного сердца и руководимого тем тонким и верным чутьем правды и красоты, которого почти ничем не заменишь".
Прошло совсем немного времени и между Белинским и Тургеневым установились теплые дружеские отношения. Часто разговоры переходили в жаркие споры.Общение с критиком во многом изменило общественно-политические и эстетические взгляды молодого писателя. В это же время знакомится с Грановским, Анненковым, Боткиным и др. К середине 1840-х годов он окончательно переходит на позиции реализма и становится одним из последователей и соратников Белинского, активным деятелем "натуральной школы", объединявших в своих рядах лучших литераторов того времени: А.И.Герцена, Н.А.Некрасова, И.А.Гончарова, Ф.М.Достаевского, И.И.Панаева, Д.В.Григоровича. Результатом их сотрудничества стало издательсво журнала "Современник".